Координатор Калмыцкого РО ЛДПР встретился с ветеранами мотоспорта республики

 В советское время мотоспорт в Калмыкии был очень популярен, привлекал сотни спортсменов и тысячи зрителей. Элистинский мотодром регулярно собирал аншлаги. При такой поддержке наши мотоболисты и спидвеисты первенствовали в союзном чемпионате и кубке СССР. Тогда это направление активно поддерживалось руководством республики, в частности Басаном Городовиковым, чего не скажешь о сегодняшнем дне.

Между тем достижения калмыцкого мотобола описаны во всех спортивных энциклопедиях мира. Начиная с 1964 звезда первой величины - элистинская «Комета» девять раз становилась чемпионом страны, 11 раз - обладателем Кубка СССР и 10-кратным чемпионом Европы. Победы болельщикам дарили Виктор Кондратенко (старший тренер), Станислав Жук, Владимир Лякушев, Дмитрий Чудиков, Зурган Бадмаев, Владимир Видяшкин и другие прославленные калмыцкие спортсмены. И, конечно же, звездный состав мотобольной команды: Николай Белявцев, Николай Онищенко, Виктор Гусаренко, Василий Кравцов, Андрей Резников, Валерий Кузыченко.

Что касается спидвея на гаревой дорожке, то датой его рождения в Советском Союзе считается 10 июня 1958 года, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в нашей стране соревнования. А история калмыцкого спидвея началась 15 апреля 1967 года. В этот день в Элисте состоялась личная гонка с участием спортсменов московской сборной «Центр» и местной команды «Тайфун». В первый состав «Тайфуна» тогда вошли Виктор Гусаренко, Сергей Франко, Виктор Кондратенко, Василий Зубов, Вячеслав Меркулов, Николай Моргунов, Валерий Гончаров, Анатолий Благов.

Именно после этого знаменательного события, произошедшего без малого 50 лет назад, и начинается победоносное шествие мотогонщиков Калмыкии. Элиста в былые времена собирала звезд мирового уровня, поскольку в степной столице был построен лучший мотодром в Европе.
Имена наших спортсменов стали известны не только в республике и в стране, но и за рубежом. Это Константин Ульский, Вячеслав Ульский, Николай Басанов, Александр Бондарев, Василий Заруцкий, Алексей Ольховский, Николай Иванов, Олег Кургузкин, Владимир Дубс и многие другие. Когда-то под их напором сдавались самые прославленные гонщики. Заниматься мотоспортом продолжают только единицы, и то за пределами Калмыкии. Так, Олег Кургузкин сейчас возглавляет российскую сборную по спидвею, которая в прошлом году, после 16-летнего перерыва, заняла третье место в командном зачете. Владимир Дубс ныне - главный механик саратовской команды.

К сожалению, достижения остались в прошлом. Основа мотоспорта – мотодром - варварски разрушен. Но ветераны и любители мотоспорта республики всё еще не оставляют надежды на его возрождение. Именно об этом шла речь на встрече.

Чтобы напомнить жителям республике о былой славе, прошлой весной в Элисте состоялось торжественное мероприятие, посвященное 50-летию команды «Тайфун», давшей старт развитию и становлению калмыцкого спидвея. Одним из его организаторов выступило тогда Калмыцкое РО ЛДПР. В этот день прошел пробег по улицам региональной столицы, а также возложение венков и цветов к памятнику руководителя республики, видного государственного деятеля и по совместительству основателя калмыцкого мотоспорта Басана Городовикова. А чуть позже, на торжественном собрании, чествовали ветеранов спидвея. Вспомнить прошлое, встретиться с товарищами пришли Сергей Франко, Константин Ульский, Виктор Гладков, Петр Ляткин, Александр Бондарев, Виктор Рудаман, Василий Кравцов, Александр Радочинский, Николай Басанов, Сергей Осадченко, Валерий Олейников, Сергей Роман и Петр Вышкварок.

Кроме того, ветераны легендарных мотобольных команд «Комета-Автомобилист» и «Метеор», команды по спидвею «Тайфун» организовали в Элисте небольшой частный музей. В нем собраны архивные материалы и фотографии, амуниция и техника. Большой вклад в его создание внес Александр Бондарев, который предоставил помещение.

Для воспитания чемпионов и развития мотоспорта в регионе есть все, кроме денег, отметил Петр Вышкварок. Свои звезды, многократные призеры и победители соревнований, гонщики, которые рады разделить свой опыт с талантливыми новичками.  Им есть, что предложить со своей стороны.

В качестве примера координатор Калмыцкого РО ЛДПР привел участие наших мотогонщиков в различных чемпионатах по мотокроссу. Так, на протяжении нескольких лет ребята из Элисты неоднократно и довольно успешно выступали на первенствах соседних регионов, в состязаниях не только всероссийского, но и международного уровня. В кругах мотогонщиков широко известны имена молодой поросли: Михаила Курдюкова, Елисея Курдюкова (ему, кстати, всего 10 лет), Дмитрия Подгорного, Виталия Гатина, Андрея Понарчука, Романа Трофимова, которые не раз защищали честь республики и занимали призовые места. Только в прошлом году они выезжали на чемпионаты Волгоградской и Ростовской областей, в Ставропольский край и Астраханскую область.

Однако сегодня калмыцкие мотогонщики, собственно, брошены на произвол судьбы. Местные власти спортсменов не поддерживают ни материально, ни морально. А соревнования проводятся только благодаря инициативе любителей гонок, их родителей и спонсоров. Судя по всему, региональное руководство абсолютно не заинтересовано в развитии мотокросса в Калмыкии. Впрочем, такое наплевательское отношение касается и других видов спорта.

Самая главная проблема спортсменов - в Калмыкии отсутствует тренировочная база, трасса, используемая в региональных первенствах, находится в собственности частной компании, которая пока благосклонно относится к тому, что ее территория используется в качестве треков.  И еще – организация поездок, ведь если бы не пресловутый денежный вопрос, то гонщики существенно расширили бы географию соревнований. К тому же сегодня наши спортсмены покупают технику и экипируют себя на средства из личного кармана. Разумеется, в таких условиях одного желания заниматься мотокроссом недостаточно, нужны деньги, отдельно взятому гонщику это увлечение обходится недешево. Однако помощи от властей они никак не дождутся.

Вместе с тем тот факт, что они ежегодно участвуют в престижных чемпионатах по мотокроссу и, как минимум, входят в списки призеров, а значит, работают на имя, на имидж Калмыкии, должен быть поводом и стимулом для того, чтобы поддержать мотоспорт на уровне республики, подчеркнул Петр Вышкварок.  А ведь если говорить о цифрах, которые необходимы нам для развития, для того, чтобы сделать мотоспорт в Калмыкии действительно народным, то в масштабах республики - это не такие уж большие траты. 

Надежда на возрождение в регионе мотоспорта есть, считает координатор. Калмыцкое региональное отделение обратилось в правительство республики с предложением открыть детскую спортивную секцию, безусловно, с материально-технической базой. Тренерской работой займутся наши прославленные мотоболисты, заслуженные мастера спорта, которые передадут свой богатейший опыт начинающим спортсменам